Кто напрямую сталкивался с бухгалтерской работой, знает, насколько это сложно и трудоёмко. Негативные ситуации во взаимоотношениях организаций с бухгалтерами не редкость. До этого стараются не доводить, понимая, что от этих сотрудников во многом зависит финансовое состояние и благонадёжность компаний. В то же время, как подсказывает опыт МЦОБ, представленные ниже ситуации не избежали многие руководители.
Если в компании один бухгалтер, его уход на больничный может не самым приятным образом сказаться на организации: кто будет выставлять счета, проводить через банк платёжки, следить за правильным документооборотом и т.д.? Но ещё хуже, когда бухгалтер уходит на больничный преднамеренно.
Допустим, главный бухгалтер вступает в конфликт с руководством, проявляет неадекватную реакцию по поводу любых замечаний в свою сторону и, «обидевшись», берёт больничный лист.
Бухгалтер заболел, но это полбеды. Он произвёл удаление всех ключевых документов с компьютера. Они успешно перекочевали на его личную флешку. Что делать руководителю? Есть ли у него право привлекать сотрудника к ответственности за такие действия?
По мнению экспертов Роструда, такой поступок бухгалтера нельзя рассматривать как противозаконный. Закон не запрещает удалять сведения с компьютера, как не запрещает и копировать их на съёмный носитель. То есть применить к бухгалтеру какие-либо меры наказания, ссылаясь на статью закона, руководитель не может.
Один из самых правильных шагов со стороны руководства, реализованный с целью не попасть в соответствующую ситуацию, сформировать внутренний локальный акт (коллективный договор), где будет прописан пункт о запрете переносить сведения с ПК на личные внешние носители. Обычно данный пункт объясняют необходимостью сохранить коммерческую тайну. В этом случае бухгалтер подпадает под статью 189 и несёт ответственность за нарушение дисциплины труда.
Бухгалтер уволился, проработав, например, в строительной фирме некоторое время. Налоговая проверка, которая состоялась после его ухода, обнаружила ошибки, подпадающие под его период работы. На кого ляжет ответственность и в каком виде она будет представлена? Здесь следует обратить внимание на следующие факторы:
Случаев, когда бухгалтер оказывается некомпетентным или недобросовестным, стараются избежать, но предугадать такое заранее сложно. Через некоторое время приходится сталкиваться с мошенничеством, злоупотреблением. Компания, нанявшая такого бухгалтера, несёт убытки.
В качестве рекомендаций для руководителей могут выступить следующие предупреждения:
Для многих компаний актуален найм внешнего специалиста, который проводит независимую проверку бухгалтерской отчётности. Некоторым компаниям лучшим вариантом видится проведение обязательного внешнего аудита. Речь идёт о бухгалтерском аутсорсинге как услуге, которую предоставляют юридические, аудиторские, бухгалтерские компании.
Случается, что У ФНС есть замечания к декларации по НДС. Бухгалтер допустил неточности, и компания получила от ФНС запрос на пояснение некоторых позиций, зашифрованных под установленными цифровыми кодами.
В установленные законом сроки бухгалтер должен направить пояснения в ФНС. Это необходимо проконтролировать, поскольку в соответствии со статьёй 129.1 НК РФ просрочка чревата штрафными санкциями. В первый раз – это 5000 рублей. Повторная ситуация – 20000 рублей.
Во МЦОБе контроль сроков отправки отчётности и ответов на требования автоматизирован. Достаточно включить электронную почту руководителя в рассылку, и он будет получать уведомления о подходящих сроках отправки или о несвоевременно сданным отчётам. Кроме того, МЦОБ предоставляет клиентам доступ к бухгалтерии, где в личном кабинете можно отследить статус отправленной отчётности. Таким образом, вы вовремя узнаете, принята ли декларация, или её нужно переделать и отправить заново.
Если вы пользуетесь услугами аутсорсинговой бухгалтерии, история о том, что бухгалтер может ходить на больничный, окажется некомпетентным, внезапно уволится или не ответит на требование ФНС, вас не касается. Как и истории об обидах бухгалтера и индивидуальном подходе к нему. Ну, а вообще, в жизни так бывает, если не подстелить соломки в виде сотрудничества с МЦОБ. Работа бухгалтерии не «завязана» на одном человеке, большинство операций автоматизировано, а ошибки, вызванные человеческим фактором, исключены. Деятельность МЦОБ застрахована, и за любую ошибку платим мы.
Автор:
Екатерина Ульянова
Руководитель отдела участка расчета заработной платы
Заполните форму с контактными данными
На вашу почту будет отправлена ссылка для входа
Если у вас возникнут вопросы, напишите нам на почту [email protected]
Запрос успешно отправлен
Что то пошло не так