Как предотвратить образование дебиторской задолженности?

Дебиторская задолженность. Предотвращение

В этой статье мы хотим рассказать, какие действия необходимо предпринять менеджменту компании для недопущения возникновения дебиторской задолженности.

Большинство предприятий довольно часто предоставляют отсрочку или рассрочку платежа проверенным контрагентам. Однако на практике часто встречаются ситуации, когда даже надежный контрагент по тем или иным причинам не желает отдавать денежные средства за полученные товары или услуги. В этой статье мы хотим рассказать, какие действия необходимо предпринять менеджменту компании для недопущения возникновения дебиторской задолженности. Старая латинская поговорка гласит: «Лучше предупредить, чем лечить». Безнадежный долг – это тоже болезнь, которую излечить оказывается очень непросто.

Что же необходимо сделать, когда контрагент просит поставить товар в долг? В первую очередь стоит обратить внимание на проверку контрагента, с которым Вы намерены вступить в хозяйственные правоотношения без предоплаты.

Рассмотрим основные шаги по проверке контрагента:

Проверим, существует ли юридическое лицо в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и не принято ли в его отношении решение об исключении из ЕГРЮЛ. Сделать это можно либо получив выписку из ЕГРЮЛ, либо проверив на сайте Федеральной налоговой службы (egrul.nalog.ru).

Проверим контрагента с помощью веб-сервисов различных государственных органов (kad.arbitr.ru, nalog.ru). В частности, следует ответить на такие вопросы:

  • является ли адрес, указанный в качестве местонахождения юридического лица массовым и действительно ли находится данное предприятие по указанному адресу?
  • является ли его руководитель “массовым директором”?
  • сдается ли бухгалтерская отчетность в ФНС?

Находим дополнительную информацию о контрагенте в специализированных изданиях и в сети Интернет, в частности:

  • есть ли информация о недобросовестных действиях предприятия в отношениях с другими компаниями?
  • были ли сообщения о фактах утраты печати или учредительных документов контрагента?
  • проводил ли контрагент сокращения штата работников за последние шесть месяцев?
  • имеется ли информация об уменьшении уставного капитала, о начале процедуры реорганизации или ликвидации предприятия?

Проверка контрагента

  • Массовость адреса
  • Полномочия деректора
  • Задолженность перед бюджетом
  • Участие в судебных спорах
  • Контрагент проверен

Ответы на указанные вопросы помогут вам установить, насколько контрагент является надежным и насколько его положение на рынке является стабильным, есть ли признаки его неплатежеспособности и т.д. Иными словами – составить своего рода «портрет» Вашего контрагента, а уже исходя из него – принимать решение о целесообразности заключать с таким контрагентом сделки с определенной степенью риска.

Приведенный перечень действий, безусловно, не является исчерпывающим. Каждая компания разрабатывает собственную процедуру проверки контрагентов, создает подразделения, деятельностью которых является обеспечение экономической безопасности предприятия или обращается к юридическим компаниям, предоставляющим услуги по проверке контрагентов - Due diligence.

Стоит обратить ваше внимание на то, что любая проверка платежеспособности и надежности контрагента не может предоставить хотя бы 50% гарантии не возникновения в будущем безнадежной дебиторской задолженности, однако позволяет значительно уменьшить степень риска ее образования.

Если, несмотря на принятые меры, задолженность за поставленные товары или оказанные услуги все же возникла, необходимо приступать к ее взысканию в кратчайшие сроки. В международной практике такая стадия имеет название “Soft collection”. В следующей статье мы попытаемся выяснить, какие же методы работы по досудебному сбору дебиторской задолженности являются наиболее эффективными.

Вернуться назад

Читайте также

Профессиональное выгорание. Обезвредить
Как снижать симптомы профессионального выгорания? А нужно ли спасать выгорающего сотрудника или лучше нанять нового?
Нужен ли бухгалтер? За и против штатной бухгалтерии
Анализируем преимущества и недостатки ведения бухгалтерского и налогового учета штатным бухгалтером, делаем выводы.
Выбрать и не ошибиться: какой способ ведения бухгалтерии подойдет вашему бизнесу?
Анализ существующих моделей бухгалтерского и налогового учета, рекомендации по выбору с учетом индивидуальных особенностей компании.
Профессиональное выгорание. Найти
Чем опасно  выгорание  для бизнеса и как понять, что вы или сотрудник  уже «горите»? Читайте в этой статье.
Кто жертва: банк Тинькофф или ООО Пегас? Комментарии от экспертов МЦОБ
Банк перевел деньги на счета физлиц по КТС, клиент заявил о хищении денег с расчётного счёта. Кто прав?
Трансфертное ценообразование: как налоговая применяет методы ТЦО
Применение методов трансфертного ценообразования в контролируемых и неконтролируемых сделках
Осторожно, мошенничество: подделать ЭЦП? Лёгко!
участились случаи подделки ЭЦП. Что делать, если электронную подпись взломали?
Как законно отказать налоговой в предоставлении документов
Как не предоставлять налоговой документы на законных основаниях. Ответ налоговой на требование о предоставлении документов.
Как открыть компанию с CPO в 2019 году
Требования и документы для вступления в СРО. Членские и фиксированные взносы.
Комментарии для сайта Cackle
[ArgumentCountError] 
Too few arguments to function IV\Handlers\OnBeforeEventSend::attach(), 3 passed in /home/u471060/_framework/bitrix/modules/main/classes/general/module.php on line 475 and exactly 6 expected (0)
/home/u471060/mcob.ru/www/local/php_interface/classes/Handlers/OnBeforeEventSend.php:13
#0: IV\Handlers\OnBeforeEventSend::attach(array, array, object)
	/home/u471060/_framework/bitrix/modules/main/classes/general/module.php:475
#1: ExecuteModuleEventEx(array, array)
	/home/u471060/_framework/bitrix/modules/main/lib/mail/event.php:207
#2: Bitrix\Main\Mail\Event::handleEvent(array)
	/home/u471060/_framework/bitrix/modules/main/lib/mail/eventmanager.php:171
#3: Bitrix\Main\Mail\EventManager::executeEvents()
	/home/u471060/_framework/bitrix/modules/main/lib/mail/eventmanager.php:39
#4: Bitrix\Main\Mail\EventManager::checkEvents()
	/home/u471060/_framework/bitrix/modules/main/classes/general/event.php:21
#5: CAllEvent::CheckEvents()
	/home/u471060/_framework/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:3520
#6: CAllMain::EpilogActions()
	/home/u471060/_framework/bitrix/modules/main/include/epilog_after.php:50
#7: require(string)
	/home/u471060/_framework/bitrix/modules/main/include/epilog.php:4
#8: require_once(string)
	/home/u471060/_framework/bitrix/footer.php:4
#9: require(string)
	/home/u471060/mcob.ru/www/articles/index.php:106
#10: include_once(string)
	/home/u471060/_framework/bitrix/modules/main/include/urlrewrite.php:159
#11: include_once(string)
	/home/u471060/mcob.ru/www/404.php:3