Статьи | Бухгалтерское и юридическое сопровождение бизнеса

Как сократить расходы на аттестацию рабочих мест

В последнее время клиенты нашей компании все чаще обращаются к нам за консультацией по аттестации рабочих мест.

В последнее время клиенты нашей компании все чаще обращаются к нам за консультацией по аттестации рабочих мест. Это связано с ужесточением проверок со стороны трудовой инспекции и добавлением в форму отчета 4-ФСС таблицы со сведениями о результатах проведенной аттестации.

Казалось бы, охрана труда бесспорно важна, а непосредственно аттестация поможет работодателю обезопасить себя от административной ответственности при возникновении несчастного случая. Но далеко не все спешат исполнить требования трудового законодательства. И причина всему, конечно же, - стоимость, которая может достигать 7 тысяч рублей за аттестацию одного рабочего места. Получается, что среднестатистической компании нужно потратить около 140 -150 тыс. рублей на проведение аттестации. Затраты немалые, если учесть, что по сути аттестация носит формальный характер. С другой же стороны, штраф за непроведение аттестации составляет от 30 до 50 тысяч вплоть до приостановления деятельности.

Если все же аттестации рабочих мест не избежать, рассмотрим более подробно, все ли рабочие места необходимо аттестовать.

Что подлежит аттестации

Для ответа на этот вопрос обратимся к Порядку проведения аттестаций. Предыдущая его редакция предусматривала, что проверке подлежат все без исключения рабочие места, но на данный момент внесены изменения, согласно которым существует четкий перечень рабочих мест, подлежащих проверке.

Перечень рабочих мест, подлежащих проверке

  • Проведение работ, связанных с разнообразными машинами и механизмами, установками, устройствами, аппаратами, а также работа с транспортными средствами и их эксплуатация
  • Использование электрофицированного, механизированного или иного ручного инструмента; хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов
  • Работа со всевозможными источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на человека (их определяет аттестационная комиссия, исходя из критериев оценки условий труда)

Какие рабочие места не подлежат аттестации

Если рабочим местом сотрудника является персональный компьютер или другая офисная техника (в том числе копировально-множительная), то такое рабочее место не подлежит обязательной аттестации. Это правило значительно сокращает расходы на содержание рабочих мест офисных работников. Но здесь необходимо учесть один нюанс – аттестации не избежать одного раза в пять лет тем сотрудникам, которые должны проходить медицинские осмотры. А к ним относятся сотрудники, которые проводят за компьютером более половины рабочего времени.

Как же на практике сократить количество рабочих мест для аттестации? Допустим, компания А занимается куплей-продажей изделий из пластмассы. В штате работает 20 офисных сотрудников – клиент-менеджер, менеджеры по закупкам, менеджеры по продаже, менеджеры по работе с корпоративными клиентами, территориальные менеджеры, главный бухгалтер. Основная проблема, с которой может столкнуться компания – это требование проводить аттестацию рабочих мест, если сотрудник проводит за компьютером более 50% рабочего времени. Данный пункт в законодательстве является неоднозначным и трактуется по-разному, но чтобы избежать ненужных споров с трудовой инспекцией в должностных инструкциях сотрудников следует обязательно включить хотя бы один из пунктов:

  • должность сотрудника может предусматривать разъездной характер работы;
  • возможность выполнять трудовые обязанности дистанционно (для дистанционного работника нет необходимости предоставлять аттестованное рабочее место).

Кроме этого, с некоторыми сотрудниками, работа которых предусматривает сезонный характер, можно заключить гражданско-правовой договор. Такой договор также снимает с работодателя обязательство проводить аттестацию рабочего места. К тому же вы сможете сэкономить на уплате страховых взносов в Фонд социального страхования.

В заключение хотелось бы отметить, что если вы не уверены, что сможете правильно оформить все необходимые документы – обратитесь к специалистам в вопросах бухгалтерского учета и убедитесь, что сэкономить средства компании можно законным путем!

Вернуться назад

Читайте также

Расходы, связанные с электронными билетами
Электронный билет на поезд, электронный билет на самолёт. Как правильно отразить затраты на командировку?
Восстановление учёта: уменьшить налоги и вернуть переплаты в бюджет. Реальный опыт
При каких обстоятельствах требуется восстановление учёта, как избежать такой ситуации, сколько стоит восстановление учёта.
4 неприятные ситуации с бухгалтером
Что делать, когда некому выполнять обязанности бухгалтера. Ответственность бухгалтера за причинённый вред компании
Как открыть интернет-магазин с нуля
Рассказываем поэтапно, что нужно сделать, чтобы открыть интернет-магазин.
Низкая налоговая нагрузка. Когда нужно остановиться в оптимизации налогов
Когда стоит остановиться в оптимизации налогов? Инструкция по расчету налоговой нагрузки
Особенности бухгалтерского учета при ВЭД
Различия бухучета при ВЭД. НДС и учет прибыли при ВЭД. Изменения в ведении ВЭД в 2018-2019 годах.
Шпионить и блокировать по 115-ФЗ
Насколько реальна угроза блокировки счета от бухгалтеров и юристов, у которых вы обслуживаетесь?
Интервью с экспертом: проблемы ведения бухучёта в строительстве
Оптимизация НДС в строительстве. Способы законного вывода наличных из ООО. Правильное оформление мигрантов при трудоустройстве