Бухгалтерское и налоговое сопровождение бизнеса

Как уменьшить амортизационные отчисления с основных средств

Как известно, с 2013 года компании на УСН обязаны вести бухгалтерский учет и сдавать по итогам года бухгалтерскую отчетность. В связи с этим компании могут столкнуться с некоторыми трудностями в отражении финансового результата, потому что он может оказаться отрицательным. Причиной убытка могут быть амортизационные отчисления по основным средствам, т.к. порядок учета основных средств у компаний на УСН отличается в налоговом и бухгалтерском учете. Рассмотрим ситуацию более подробно.

Убыточное оборудование
Компания «Морозко» находится на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», и занимается приобретением холодильного оборудования с его последующей сдачей в аренду. Все оборудование учитывается на балансе компании. Как известно, расходы на приобретение оборудования принимаются в налоговом учете равными долями в течение года. В бухгалтерском учете имущество амортизируется в течение всего срока его использования ежемесячно. В рассматриваемом случае сумма амортизации основных средств превышает доход, получаемый компанией в ходе своей деятельности. Соответственно, существует риск, что компания закончит год с бухгалтерским убытком, что может послужить негативным фактором для получения кредита, участия в тендерах и пр. Более того, если компания увеличит обороты и будет активно закупать оборудование, она может потерять право применять упрощенную систему налогообложения, т.к. остаточная стоимость основных средств может превысить 100 млн. рублей.
Далее рассмотрим несколько способов, как можно уменьшить амортизационные отчисления по основным средствам:
  • Провести переоценку стоимости ОС в сторону уменьшения. Следует иметь ввиду, что если компания провела переоценку хотя бы раз, затем ее придется делать регулярно в начале года.
  • Проведение реконструкции или капитального ремонта ОС. Длительность таких работ должна быть больше года.
  • Перевод оборудования на консервацию. Срок консервации должен быть не менее трех месяцев и соответственно на период консервации данное оборудование не должно использоваться в производственных процессах.

Последние два способа возможны только в том случае, если основные средства временно не используются компанией в своей деятельности. Как же быть с теми из них, которые компания изначально планирует приобрести для последующей сдачи в аренду?

Передача имущества по договору лизинга

В данном случае наиболее оптимальным решением является передача оборудования арендатору по договору лизинга, согласно которому предмет лизинга будет учитываться на балансе лизингополучателя. Соответственно, амортизационные отчисления также будут учитываться лизингополучателем. Таким образом, задача по «убыточным» основным средствам будет решена.

Вопрос по превышению лимита остаточной стоимости основных средств также будет снят. Следует обратить внимание, что сдавать в лизинг можно только новые объекты. Лизингодатель не может передать лизингополучателю уже имеющееся у него имущество.

Далее описан порядок учета основных средств и лизинговых платежей у лизингодателя и лизингополучателя.
Лизингодатель Лизингополучатель
Право собственности на объект лизинга остается у лизингодателя, имущество числится на забалансовом счете 011 «Основные средства, сданные в аренду»
Расходы по приобретению, доставке и монтажу объекта лизинга, включаются в сумму расходов лизингодателем только по окончанию действия договора и возврата лизингового имущества
Доход отражается при получении лизинговых платежей в соответствии с договором лизинга
В бухгалтерском учете лизингополучатель отражает объект лизинга в составе основных средств
Ежемесячно начисляется амортизация по объекту лизинга
Лизинговые платежи учитываются в сумме расходов при УСН и уменьшают налогооблагаемую базу за вычетом суммы начисленной амортизации

Таблица 1 - Учет лизинговых операций

Учет основных средств компаний на УСН имеет ряд других особенностей, поэтому для выбора наиболее оптимальной схемы их приобретения, оприходования и дальнейшего использования обратитесь к профессионалам. Они проанализируют особенности вашей деятельности и предложат то решение, которое подойдет именно вашей компании.

Елена Воробьева

Руководитель департамента бухгалтерского и правового консалтинга

Заказать услугу Оставьте ваши конакты, и наш менеджер свяжется в Вами в ближайшее время