Дробление бизнеса - это схема разделения бизнеса, при которой несколько компаний или ИП фактически имеют одного собственника, но юридически являются отдельными организациями, зачастую с разными директорами и даже учредителями по ЕГРЮЛ.
Вопрос по дроблению бизнеса становится актуальным, когда компания достигает определенных оборотов и собственнику нужно разделить денежные потоки, уменьшить объемы выручки, которая поступает на компанию либо необходимо разделить риски и не хранить активы в одной организации. Законодательство не запрещает иметь несколько компаний и вести предпринимательскую деятельность по каждой из них, но искусственное дробление без реальной деловой цели всегда привлекает внимание налоговых органов.
Искусственное дробление – это создание видимости предпринимательской деятельности нескольких лиц для того, чтобы скрыть реальные объемы деятельности одного налогоплательщика.
В настоящее время у налоговых органов есть почти неограниченные возможности отследить взаимосвязь между различными компаниями. Если в процессе анализа обнаруживается, что в цепочке компаний только одна компания является реально работающей, а все остальные созданы только для транзита денежных средств и искусственного наращивания расходов, то всей группе компаний грозит доначисление налогов и штрафов.
Более того, в Уголовном кодексе предусмотрена отдельная статья - уклонение от уплаты налогов (ст. 199, лишение свободы на срок до шести лет), к которой могут привлечь собственников бизнеса, если докажут, что они пытались незаконно уменьшить сумму налогов к уплате с помощью фиктивного дробления бизнеса.
В 2019 году проверки налоговой по дроблению бизнеса заняли первое место по всем видам проверок по уплате налогов.
Для налоговой особенно интересны группы компаний, где есть одно юр. лицо на ОСНО, а остальные компании группы - на спецрежимах.
Чтобы снизить риски претензий со стороны налоговой нужно помнить основные правила дробления бизнеса.
В нашей практике мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда собственники сначала преследуют краткосрочные цели - как можно быстрее перевести обороты на новую компанию, снизить налоги и т.п., а потом (обычно через год-два) осознают, что вся схема “сшита белыми нитками” и рушится при первой более-менее глубокой проверке.
Для распознавания подобных ситуаций налоговыми органами были разработаны аналитические таблицы для каждого вида ситуаций, указывающих, по мнению налоговиков, на дробление бизнеса:
https://www.nalog.ru/rn27/news/activities_fts/7606106/.
Наш опыт в этой сфере подсказывает, что при выстраивании схемы ведения бизнеса, необходимо представить себе всю картину целиком, нарисовать ее на “бумаге” и только потом приступать к реализации.
Для наглядности приведем таблицу с описанием критериев корректной структуры бизнеса
Критерий |
К чему стремиться |
Доп. расходы |
Альтернатива |
Юридический адрес |
Разные юридические адреса по каждой компании |
от 35 000 руб. |
|
Фактический адрес (офис) |
Сотрудники каждого юр. лица находятся в разных помещениях |
от 100 000 руб. (г. Москва) |
Разбить существующий договор аренды на несколько договоров |
Главный бухгалтер и отдел бухгалтерии |
Разные бухгалтера, с которыми будет взаимодействовать налоговая |
от 60 000 руб. |
Можно заключить договор на обслуживание с аутсорсинговой компанией |
IP-адрес, с которого отправляется отчетность |
Отчетность по разным компаниям отправляется с разных IP-адресов |
Если работать с аутсорсинговой компанией, то получится сэкономить на налогах с ФОТ |
|
Офисное оборудование и техника |
Каждая компания имеет на балансе собственную офисную технику и производственные мощности для ведения деятельности |
30 000-40 000 руб. на каждое рабочее место |
Можно оформить договора аренды дорогостоящего оборудования |
Сайт, телефония |
У каждой компании есть свой сайт и номер телефона, при приеме звонков сотрудники представляются от имени той компании, за которой закреплен номер телефона |
от 30 000 руб. на компанию |
|
Генеральный директор |
Разные руководители компаний |
от 50 000 руб. |
|
Торговая наценка и прибыльность |
Компании не убыточные, наценка для сторонних и взаимосвязанных компаний не имеет расхождений |
зависят от компетенции налогового консультанта |
Автоматизированный расчет наценки по всем компаниям группы и ее корректировка до средней |
Банк, интернет-провайдер и прочие обслуживающие организации |
У компаний открыты счета в разных банках, у каждой компании есть договора с обслуживающими компаниями |
увеличение бумажного документооборота |
Подключение к ЭДО |
Сотрудники |
Каждая организация должна быть укомплектована штатом сотрудников. Совместительство недопустимо |
Их не будет, если правильно смоделировать деловые цели каждой компании |
Заключение аутсорсинговых договоров на оказываемые услуги |
Для того, чтобы убедиться, что Вам не грозит доначисление налогов из-за фиктивного дробления бизнеса, предлагаем ответить на следующие вопросы:
Если у Вас получились логичные и понятные ответы, будьте уверены, у налоговой также сложится правильная картинка и вам не будут грозить штрафы и доначисления.
Если же есть вопросы, на которые у Вас нет четкого ответа, то рекомендуем пересмотреть структуру бизнеса самостоятельно либо привлечь сторонних специалистов.
Заполните форму с контактными данными
На вашу почту будет отправлена ссылка для входа
Если у вас возникнут вопросы, напишите нам на почту [email protected]
Запрос успешно отправлен
Что то пошло не так