Особенности осуществления анализа и управления налоговыми рисками

Как правильно организовать работу по анализу и управлению налоговыми рисками

Какие налоговые риски могут помешать работать юридическим лицам? Какие факторы провоцируют рост налоговых рисков?

Существует достаточно большое количество видов налоговых рисков, что приводит к многообразию подходов к их определению и дальнейшему анализу. Для простоты восприятия представлена классификация налоговых рисков (рис.1):

Налоговые риски юридических лиц: классификация

Рисунок 1 – Виды налоговых рисков для юридических лиц

Остановимся более подробно на рисках налогоплательщиков – юридических лиц, которые возникают в результате хозяйственной деятельности и которые можно прогнозировать и планировать.

Одним словом, о рисках, которыми можно управлять. В представленном выше классификаторе – это внутренние и прогнозируемые риски налогоплательщиков.

Существует ряд факторов, при изменении которых происходит рост налоговых рисков:

  • изменение налогового законодательства;
  • наличие неточных формулировок отдельных налоговых норм;
  • смена бухгалтеров на отдельных участках или главного бухгалтера на предприятии;
  • некомпетентность бухгалтерской службы;
  • подготовка договоров и актов без учета последствий придуманных формулировок для бухгалтерского и налогового учета.

Основным источником потенциального возникновения рисков является выездная налоговая проверка.

Важно знать, что риски налогового контроля налогоплательщик может оценить самостоятельно, используя официальную методику налоговых органов. Путем правильной организации работы соответствующих подразделений можно легко минимизировать риски, управляя показателями, которые подлежат оценке.

Для снижения риска попадания под выездную налоговую проверку Инспекция Федеральной налоговой службы опубликовала Критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора компаний для проведения выездных налоговых проверок. Они не являются нормативным актом и состоят из 14 показателей, список которых не является исчерпывающим.

При организации анализа и работы по управлению налоговыми рисками, важным моментом является выбор ответственного лица. Многие считают очевидным, что данные функции необходимо возложить на главного бухгалтера. На практике, главный бухгалтер имеет возможность осуществить только последующий контроль уровня налоговых рисков, что уже не изменит сложившейся ситуации в текущем налоговом периоде. Кроме того, главный бухгалтер не реализует функции текущего учета и анализа данных, а загружен работой по организации учетной системы и ее контролю.

Таким образом, можно выделить основные принципы, которые необходимо учитывать при организации анализа и управления налоговыми рисками. Это поможет сделать данный бизнес–процесс эффективным и управляемым:

  • назначить специалиста по проблемам мониторинга налоговых рисков, ответственного за сбор, анализ информации, необходимой для оценки и информационной поддержки управления налоговыми рисками;
  • разработать процедуры и правила работы налогового управления;
  • определить необходимые инструменты и критерии для возможности управления рисками;
  • разработать документ, устанавливающий единые методы учета, анализа и оценки налоговых рисков, где отразить механизм управления, основанный на учетно-аналитическом обеспечении всех уровней налогового менеджмента организации;
  • детальная разработка налоговой учетной политики, в которой прописан единый подход к спорным моментам налогообложения.

Правильная организация работы по анализу и управлению налоговыми рисками позволит исключить существенные риски, которые, как правило, возникают еще на этапе планирования и принятии ключевых бизнес-решений, а также сделать внутренние риски по-настоящему прогнозируемыми.

Вернуться назад
Как правильно организовать работу по анализу и управлению налоговыми рисками

Читайте также

Договор цессии и новации. Отражение в учете при изменении валюты расчетов
Поможем понять суть договора цессии и правила его заключения, а также расскажем, как правильно отражать такие операции в учете, если изменилась валюта расчета.
Как правильно выбрать систему налогообложения, чтобы избежать больших налогов?
Расскажем, какие системы налогообложения и специальные режимы доступны для предпринимателей, в чем разница и какая система будет максимально выгодной для Вашего бизнеса.
Что каждый ювелир должен знать об НДС?
Рассказываем  простыми словами, как ювелирам работать на ОСНО с 2023 года, а так же показываем, как рассчитать свой НДС на конкретном примере.
Как ювелирам подготовить свою кассу к работе на ОСНО?
Расскажем о том, какими обязательными реквизитами должна обладать онлайн касса ювелиров на ОСНО.
На что следует обращать особое внимание при работе.
Какое будущее ювелирного бизнеса после перехода на ОСНО (на примере ИП)
Статья будет актуальна ИП и ООО, которые занимаются оптовой и розничной продажей ювелирных изделий. С 2023 года для них произошли серьезные изменения по расчету налогов, что повлияет на итоговый финансовый результат их  бизнеса.
Какие документы нужно подготовить компаниям, которые продают свои товары и услуги через интернет
Рассказываем, что должно быть на сайте, чтобы предпринимателю спокойно спалось
Изменения в налоговом законодательстве с 2023 года
Поможем разобраться и не упустить самое важное.
В России предлагается упростить порядок взыскания долгов до 500 000 рублей

Готовятся поправки в законодательство о взыскании долгов, налогов и алиментов. Теперь это станет возможным не через судебный приказ, а через иск без присутствия ответчика.

Как правильно подойти к вопросу купли-продажи компании?
Рассказываем как правильно купить или продать готовую компанию: критерии подбора и ньюансы сделок.
Комментарии для сайта Cackle