Статьи | Бухгалтерское и юридическое сопровождение бизнеса

Как правильно организовать работу по анализу и управлению налоговыми рисками

Какие налоговые риски могут помешать работать юридическим лицам? Какие факторы провоцируют рост налоговых рисков?

Существует достаточно большое количество видов налоговых рисков, что приводит к многообразию подходов к их определению и дальнейшему анализу. Для простоты восприятия представлена классификация налоговых рисков (рис.1):

Налоговые риски юридических лиц: классификация

Рисунок 1 – Виды налоговых рисков для юридических лиц

Остановимся более подробно на рисках налогоплательщиков – юридических лиц, которые возникают в результате хозяйственной деятельности и которые можно прогнозировать и планировать.

Одним словом, о рисках, которыми можно управлять. В представленном выше классификаторе – это внутренние и прогнозируемые риски налогоплательщиков.

Существует ряд факторов, при изменении которых происходит рост налоговых рисков:

  • изменение налогового законодательства;
  • наличие неточных формулировок отдельных налоговых норм;
  • смена бухгалтеров на отдельных участках или главного бухгалтера на предприятии;
  • некомпетентность бухгалтерской службы;
  • подготовка договоров и актов без учета последствий придуманных формулировок для бухгалтерского и налогового учета.

Основным источником потенциального возникновения рисков является выездная налоговая проверка.

Важно знать, что риски налогового контроля налогоплательщик может оценить самостоятельно, используя официальную методику налоговых органов. Путем правильной организации работы соответствующих подразделений можно легко минимизировать риски, управляя показателями, которые подлежат оценке.

Для снижения риска попадания под выездную налоговую проверку Инспекция Федеральной налоговой службы опубликовала Критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора компаний для проведения выездных налоговых проверок. Они не являются нормативным актом и состоят из 14 показателей, список которых не является исчерпывающим.

При организации анализа и работы по управлению налоговыми рисками, важным моментом является выбор ответственного лица. Многие считают очевидным, что данные функции необходимо возложить на главного бухгалтера. На практике, главный бухгалтер имеет возможность осуществить только последующий контроль уровня налоговых рисков, что уже не изменит сложившейся ситуации в текущем налоговом периоде. Кроме того, главный бухгалтер не реализует функции текущего учета и анализа данных, а загружен работой по организации учетной системы и ее контролю.

Таким образом, можно выделить основные принципы, которые необходимо учитывать при организации анализа и управления налоговыми рисками. Это поможет сделать данный бизнес–процесс эффективным и управляемым:

  • назначить специалиста по проблемам мониторинга налоговых рисков, ответственного за сбор, анализ информации, необходимой для оценки и информационной поддержки управления налоговыми рисками;
  • разработать процедуры и правила работы налогового управления;
  • определить необходимые инструменты и критерии для возможности управления рисками;
  • разработать документ, устанавливающий единые методы учета, анализа и оценки налоговых рисков, где отразить механизм управления, основанный на учетно-аналитическом обеспечении всех уровней налогового менеджмента организации;
  • детальная разработка налоговой учетной политики, в которой прописан единый подход к спорным моментам налогообложения.

Правильная организация работы по анализу и управлению налоговыми рисками позволит исключить существенные риски, которые, как правило, возникают еще на этапе планирования и принятии ключевых бизнес-решений, а также сделать внутренние риски по-настоящему прогнозируемыми.

Вернуться назад

Читайте также

Онлайн-кассы в 2019 году: сроки, требования, штрафы
Для кого работает отсрочка онлайн-касс до 2021 года, кому нужно установить ККТ до 1 июля 2019 года, штрафы, вычет по онлайн-кассам
Проблемы в розничном учёте: лето начинается, алкоточки открываются
Цена лицензии на алкоголь, требования к онлайн-кассе при розничной торговле, работа с ЕГАИС, нюансы выбора системы налогообложения.
5 способов законной оптимизации налогов
Способы оптимизации налогов за счёт резервов, убытков, уменьшения налоговой базы
Как подготовиться к камеральной проверке и пройти без потерь
Что может стать причиной возникновения разногласий с налоговой в ходе камеральной проверки
Как проверить контрагента и себя: 7 полезных сервисов
7 бесплатных сервисов, в которых можно проверить контрагента по ИНН. Мы за честный бизнес!
Какие технологии использует MCOB для вас?
Что влияет на цену бухгалтерских услуг. Базы 1С, мобильное приложение для выставления счетов онлайн, ведение бухгалтерского учёта. А что ещё? Читайте в статье.
Как сэкономить на зарплатных налогах
Оптимизируем зарплату директора и стажёров, уменьшаем страховые взносы за счет компенсаций, материальной помощи и аренды имущества, переводим сотрудников на ИП
Как избежать потери денег: ТОП - 9 ошибок бизнеса в 2018 году
Камеральные проверки, переплата по налогам, недостоверный юридический адрес, блокировка счета. Что ещё?
ТОП-7 ошибок, которые допускают ВСЕ бизнесмены
Отсутствие договоров, бездумное копирование иностранного опыта