Статьи | Бухгалтерское и юридическое сопровождение бизнеса

Как обеспечить внутренний контроль первичных документов на предприятии?

Своевременное закрытие взаиморасчетов с контрагентами – один из самых наболевших вопросов, который стоит в настоящее время перед руководителями предприятий и финансовыми службами.

Своевременное закрытие взаиморасчетов с контрагентами – один из самых наболевших вопросов, который стоит в настоящее время перед руководителями предприятий и финансовыми службами. Вовремя поступившие и отраженные в учетной системе документы от контрагентов оказывают существенное влияние на финансовое состояние компании и оптимизацию бизнес-процессов.

К тому же, эти данные отражаются в бухгалтерской отчетности, предоставляемой внутренним и внешним потребителям информации, а также влияют на показатели налоговой отчетности. В случае несвоевременного поступления или отсутствия правильно оформленных первичных документов становится невозможным:

  • подтвердить обоснованность принятия к вычету сумм НДС;
  • признать коммерческие и управленческие расходы для определения налоговой базы по налогу на прибыль;
  • выполнять требования российского законодательства.

В связи с этим контролирующие органы могут начислить штрафные санкции за недостоверность данных учета и отчетности. Одним из наиболее оптимальных решений данной проблемы является создание на предприятии службы контроля первичных учетных документов. Благодаря отлаженной системе внутреннего контроля можно избежать возникновения ошибок в учете и даже снизить риск принятия неэффективных решений в менеджменте, которые в свою очередь могут привести к убыткам и даже гибели предприятия.

Что же необходимо сделать в первую очередь для формирования системы внутреннего контроля?

Главное - определить цели и провести мероприятия, которые принесут максимально эффективный результат.

К основным целям относятся:
  • соответствие ведения бухгалтерского и налогового учета утвержденной учетной политики в компании;
  • обеспечение бизнеса достоверной информацией;
  • гарантированная сохранность и защита информации;
  • результативность хозяйственной деятельности;
  • соблюдение правил составления и предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности.

Наиболее эффективную реализацию этих целей можно осуществить с помощью средств автоматизации, то есть организовать на предприятии системный контроль наличия первичных учетных документов с детализацией по контрагентам, договорам, статусу документа, ответственному исполнителю и т. д. Необходимо также предусмотреть возможность автоматического формирования отчетов о недостающих документах для оперативного взаимодействия с финансовыми службами контрагентов по сбору исходящей и входящей документации. Наиболее наглядно организация контроля документооборота представлена на Рисунке 1.

Как обеспечить внутренний контроль первичных документов на предприятии

Рисунок 1 — Контроль наличия первичных документов

Таким образом, с помощью автоматизации контроля документооборота можно оптимизировать бизнес-процессы, свести к минимуму "человеческий фактор", обеспечить оперативный учет фактов финансово-хозяйственной деятельности в компании, а также исключить ошибки при подготовке бухгалтерской и налоговой отчетности.

Вернуться назад

Читайте также

Онлайн-кассы в 2019 году: сроки, требования, штрафы
Для кого работает отсрочка онлайн-касс до 2021 года, кому нужно установить ККТ до 1 июля 2019 года, штрафы, вычет по онлайн-кассам
Проблемы в розничном учёте: лето начинается, алкоточки открываются
Цена лицензии на алкоголь, требования к онлайн-кассе при розничной торговле, работа с ЕГАИС, нюансы выбора системы налогообложения.
5 способов законной оптимизации налогов
Способы оптимизации налогов за счёт резервов, убытков, уменьшения налоговой базы
Как подготовиться к камеральной проверке и пройти без потерь
Что может стать причиной возникновения разногласий с налоговой в ходе камеральной проверки
Как проверить контрагента и себя: 7 полезных сервисов
7 бесплатных сервисов, в которых можно проверить контрагента по ИНН. Мы за честный бизнес!
Какие технологии использует MCOB для вас?
Что влияет на цену бухгалтерских услуг. Базы 1С, мобильное приложение для выставления счетов онлайн, ведение бухгалтерского учёта. А что ещё? Читайте в статье.
Как сэкономить на зарплатных налогах
Оптимизируем зарплату директора и стажёров, уменьшаем страховые взносы за счет компенсаций, материальной помощи и аренды имущества, переводим сотрудников на ИП
Как избежать потери денег: ТОП - 9 ошибок бизнеса в 2018 году
Камеральные проверки, переплата по налогам, недостоверный юридический адрес, блокировка счета. Что ещё?
ТОП-7 ошибок, которые допускают ВСЕ бизнесмены
Отсутствие договоров, бездумное копирование иностранного опыта