Статьи | Бухгалтерское и юридическое сопровождение бизнеса

Управление налоговыми рисками бизнеса

Как убедить налоговую инспекцию, что вы добросовестный налогоплательщик? Читайте советы наших бухгалтеров!

Быть защищённым от налоговых рисков чрезвычайно важно, особенно если заключается крупная сделка, либо предстоит прохождение налоговой проверки.

Любое предприятие находится под контролем государства, и это часто приводит к появлению налоговых претензий. Налоговые споры стали неотъемлемой и неотвратимой частью деятельности многих российских организаций. Каждому руководителю знакомо чувство тревоги и определенной неуверенности при приближении налоговой проверки. Управление налоговыми рисками бизнеса

Самый эффективный способ пережить визит инспекторов с наименьшими потерями – провести оценку, а затем мероприятия по минимизации налоговых рисков. При этом необходимо руководствоваться Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ306/333@ (ред. от 14.10.2008 г.). В частности, Концепцией определены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Оценку фискальных/налоговых рисков лучше проводить формализованным методом.

Данный метод позволит сделать сравнительный анализ изменения степени рисков после проведения мер по их минимизации. Для оценки рисков, прежде всего, необходимо выбрать основные критерии, из которых будет складываться итоговая оценка. Пример одного из критериев:

Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Данный критерий раскрывает наиболее типичные схемы ухода от налогообложения. Органы ФНС России рекомендуют налогоплательщикам, у которых риски высоки, и желающим их снизить: исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;

Но с другой стороны, сомнительную операцию, иными словами сделку с проблемным партнером не обязательно исключать из расходов предприятия. Необоснованность налоговой выгоды может быть установлена, только если инспекторы докажут, что организация действовала без должной осмотрительности при выборе контрагента, т.е. ей не могло быть не известно о нарушениях партнера. Поэтому предприятию важно показать, что оно выполняло все требования налогового законодательства при заключении сделки.

Для того чтобы не давать в руки налоговиков поводов для подозрений в недобросовестности, нужно уделить особое внимание следующим фактам:

1. Документации:

  • оформлять все документы на поставку (работы, услуги) согласно букве закона (все реквизиты контрагента должны быть заполнены); подписывая бумаги, избегать факсимиле;
  • подтверждать доставку грузов товарно-транспортными накладными (несмотря на то, что при учете торговых операций наличие накладных законодательством не предусмотрено (определения ВАС от 23 октября 2008 г. № 13167/08, от 28 мая 2008 г. № 6700/08)).

2. Данным контрагента:

  • проверять гос регистрацию контрагента в ЕГРЮЛ;
  • подтверждать личные контакты с партнером (оформить протоколы встреч, распечатки телефонных переговоров и т. д.);
  • проверять полномочия доверенных лиц поставщика;
  • проверять руководителя контрагента на наличие дисквалификации
  • проверять лицензируемые виды деятельности.

3. Расходам – подтверждать их хозяйственную необходимость наличием, служебных записок, приказов директора и т.д.

4. Ценообразованию – обосновывать правомерность данными мониторинга рынка: распечатками из Интернета, информацией из СМИ, копиями счетов других организаций.

Практика показывает что, как правило, риск дешевле предотвратить, чем впоследствии возмещать нанесенный им ущерб. В результате своевременного проведения аналитической работы, налогоплательщик получает два больших плюса:

  • с одной стороны поможет определить стиль общения с налоговой;
  • с другой стороны работа с критериями дает возможность углубленно заняться налоговым планированием, заранее предвидя реакцию налоговых органов.
Вернуться назад

Читайте также

Расходы, связанные с электронными билетами
Электронный билет на поезд, электронный билет на самолёт. Как правильно отразить затраты на командировку?
Восстановление учёта: уменьшить налоги и вернуть переплаты в бюджет. Реальный опыт
При каких обстоятельствах требуется восстановление учёта, как избежать такой ситуации, сколько стоит восстановление учёта.
4 неприятные ситуации с бухгалтером
Что делать, когда некому выполнять обязанности бухгалтера. Ответственность бухгалтера за причинённый вред компании
Как открыть интернет-магазин с нуля
Рассказываем поэтапно, что нужно сделать, чтобы открыть интернет-магазин.
Низкая налоговая нагрузка. Когда нужно остановиться в оптимизации налогов
Когда стоит остановиться в оптимизации налогов? Инструкция по расчету налоговой нагрузки
Особенности бухгалтерского учета при ВЭД
Различия бухучета при ВЭД. НДС и учет прибыли при ВЭД. Изменения в ведении ВЭД в 2018-2019 годах.
Шпионить и блокировать по 115-ФЗ
Насколько реальна угроза блокировки счета от бухгалтеров и юристов, у которых вы обслуживаетесь?
Интервью с экспертом: проблемы ведения бухучёта в строительстве
Оптимизация НДС в строительстве. Способы законного вывода наличных из ООО. Правильное оформление мигрантов при трудоустройстве