Самостоятельная оценка налоговых рисков

Управление налоговыми рисками бизнеса

Как убедить налоговую инспекцию, что вы добросовестный налогоплательщик? Читайте советы наших бухгалтеров!

Быть защищённым от налоговых рисков чрезвычайно важно, особенно если заключается крупная сделка, либо предстоит прохождение налоговой проверки.

Любое предприятие находится под контролем государства, и это часто приводит к появлению налоговых претензий. Налоговые споры стали неотъемлемой и неотвратимой частью деятельности многих российских организаций. Каждому руководителю знакомо чувство тревоги и определенной неуверенности при приближении налоговой проверки. Управление налоговыми рисками бизнеса

Самый эффективный способ пережить визит инспекторов с наименьшими потерями – провести оценку, а затем мероприятия по минимизации налоговых рисков. При этом необходимо руководствоваться Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ306/333@ (ред. от 14.10.2008 г.). В частности, Концепцией определены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Оценку фискальных/налоговых рисков лучше проводить формализованным методом.

Данный метод позволит сделать сравнительный анализ изменения степени рисков после проведения мер по их минимизации. Для оценки рисков, прежде всего, необходимо выбрать основные критерии, из которых будет складываться итоговая оценка. Пример одного из критериев:

Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Данный критерий раскрывает наиболее типичные схемы ухода от налогообложения. Органы ФНС России рекомендуют налогоплательщикам, у которых риски высоки, и желающим их снизить: исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;

Но с другой стороны, сомнительную операцию, иными словами сделку с проблемным партнером не обязательно исключать из расходов предприятия. Необоснованность налоговой выгоды может быть установлена, только если инспекторы докажут, что организация действовала без должной осмотрительности при выборе контрагента, т.е. ей не могло быть не известно о нарушениях партнера. Поэтому предприятию важно показать, что оно выполняло все требования налогового законодательства при заключении сделки.

Для того чтобы не давать в руки налоговиков поводов для подозрений в недобросовестности, нужно уделить особое внимание следующим фактам:

1. Документации:

  • оформлять все документы на поставку (работы, услуги) согласно букве закона (все реквизиты контрагента должны быть заполнены); подписывая бумаги, избегать факсимиле;
  • подтверждать доставку грузов товарно-транспортными накладными (несмотря на то, что при учете торговых операций наличие накладных законодательством не предусмотрено (определения ВАС от 23 октября 2008 г. № 13167/08, от 28 мая 2008 г. № 6700/08)).

2. Данным контрагента:

  • проверять гос регистрацию контрагента в ЕГРЮЛ;
  • подтверждать личные контакты с партнером (оформить протоколы встреч, распечатки телефонных переговоров и т. д.);
  • проверять полномочия доверенных лиц поставщика;
  • проверять руководителя контрагента на наличие дисквалификации
  • проверять лицензируемые виды деятельности.

3. Расходам – подтверждать их хозяйственную необходимость наличием, служебных записок, приказов директора и т.д.

4. Ценообразованию – обосновывать правомерность данными мониторинга рынка: распечатками из Интернета, информацией из СМИ, копиями счетов других организаций.

Практика показывает что, как правило, риск дешевле предотвратить, чем впоследствии возмещать нанесенный им ущерб. В результате своевременного проведения аналитической работы, налогоплательщик получает два больших плюса:

  • с одной стороны поможет определить стиль общения с налоговой;
  • с другой стороны работа с критериями дает возможность углубленно заняться налоговым планированием, заранее предвидя реакцию налоговых органов.
Вернуться назад
Управление налоговыми рисками бизнеса

Читайте также

Покупка компаний — как заключить выгодную сделку
За последние два года процедура покупки и продажи компаний набирает все большую популярность среди российских предпринимателей, хотя у многих из них остается еще ряд вопросов.
Какие недоработки налоговиков при камеральной проверке защищают компанию
Камеральная налоговая проверка проводится фискалами без какого-либо специального решения руководителя ИФНС в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Коронавирус оптимизирует бизнес в России
Эпидемия коронавируса бьет не только по здоровью населения, но и по экономике стран. В Евросоюзе остановили работу почти 2/3 предприятий. Офисных сотрудников перевели на «удалёнку», остальных попросили добровольно «самоизолироваться» до снятия карантина.
Изменения в налоговом законодательстве с 2020 года
Перечень всех поправок 2020 года в налоговом кодексе касающихся налога на прибыль, НДС и НДФЛ.
Профессиональное выгорание. Обезвредить
Как снижать симптомы профессионального выгорания? А нужно ли спасать выгорающего сотрудника или лучше нанять нового?
Нужен ли бухгалтер? За и против штатной бухгалтерии
Анализируем преимущества и недостатки ведения бухгалтерского и налогового учета штатным бухгалтером, делаем выводы.
Выбрать и не ошибиться: какой способ ведения бухгалтерии подойдет вашему бизнесу?
Анализ существующих моделей бухгалтерского и налогового учета, рекомендации по выбору с учетом индивидуальных особенностей компании.
Профессиональное выгорание. Найти
Чем опасно  выгорание  для бизнеса и как понять, что вы или сотрудник  уже «горите»? Читайте в этой статье.
Кто жертва: банк Тинькофф или ООО Пегас? Комментарии от экспертов МЦОБ
Банк перевел деньги на счета физлиц по КТС, клиент заявил о хищении денег с расчётного счёта. Кто прав?
Комментарии для сайта Cackle