Статьи | Бухгалтерское и юридическое сопровождение бизнеса

Управление налоговыми рисками бизнеса

Как убедить налоговую инспекцию, что вы добросовестный налогоплательщик? Читайте советы наших бухгалтеров!

Быть защищённым от налоговых рисков чрезвычайно важно, особенно если заключается крупная сделка, либо предстоит прохождение налоговой проверки.

Любое предприятие находится под контролем государства, и это часто приводит к появлению налоговых претензий. Налоговые споры стали неотъемлемой и неотвратимой частью деятельности многих российских организаций. Каждому руководителю знакомо чувство тревоги и определенной неуверенности при приближении налоговой проверки. Управление налоговыми рисками бизнеса

Самый эффективный способ пережить визит инспекторов с наименьшими потерями – провести оценку, а затем мероприятия по минимизации налоговых рисков. При этом необходимо руководствоваться Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ306/[email protected] (ред. от 14.10.2008 г.). В частности, Концепцией определены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Оценку фискальных/налоговых рисков лучше проводить формализованным методом.

Данный метод позволит сделать сравнительный анализ изменения степени рисков после проведения мер по их минимизации. Для оценки рисков, прежде всего, необходимо выбрать основные критерии, из которых будет складываться итоговая оценка. Пример одного из критериев:

Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Данный критерий раскрывает наиболее типичные схемы ухода от налогообложения. Органы ФНС России рекомендуют налогоплательщикам, у которых риски высоки, и желающим их снизить: исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;

Но с другой стороны, сомнительную операцию, иными словами сделку с проблемным партнером не обязательно исключать из расходов предприятия. Необоснованность налоговой выгоды может быть установлена, только если инспекторы докажут, что организация действовала без должной осмотрительности при выборе контрагента, т.е. ей не могло быть не известно о нарушениях партнера. Поэтому предприятию важно показать, что оно выполняло все требования налогового законодательства при заключении сделки.

Для того чтобы не давать в руки налоговиков поводов для подозрений в недобросовестности, нужно уделить особое внимание следующим фактам:

1. Документации:

  • оформлять все документы на поставку (работы, услуги) согласно букве закона (все реквизиты контрагента должны быть заполнены); подписывая бумаги, избегать факсимиле;
  • подтверждать доставку грузов товарно-транспортными накладными (несмотря на то, что при учете торговых операций наличие накладных законодательством не предусмотрено (определения ВАС от 23 октября 2008 г. № 13167/08, от 28 мая 2008 г. № 6700/08)).

2. Данным контрагента:

  • проверять гос регистрацию контрагента в ЕГРЮЛ;
  • подтверждать личные контакты с партнером (оформить протоколы встреч, распечатки телефонных переговоров и т. д.);
  • проверять полномочия доверенных лиц поставщика;
  • проверять руководителя контрагента на наличие дисквалификации
  • проверять лицензируемые виды деятельности.

3. Расходам – подтверждать их хозяйственную необходимость наличием, служебных записок, приказов директора и т.д.

4. Ценообразованию – обосновывать правомерность данными мониторинга рынка: распечатками из Интернета, информацией из СМИ, копиями счетов других организаций.

Практика показывает что, как правило, риск дешевле предотвратить, чем впоследствии возмещать нанесенный им ущерб. В результате своевременного проведения аналитической работы, налогоплательщик получает два больших плюса:

  • с одной стороны поможет определить стиль общения с налоговой;
  • с другой стороны работа с критериями дает возможность углубленно заняться налоговым планированием, заранее предвидя реакцию налоговых органов.
Вернуться назад

Читайте также

Онлайн-кассы в 2019 году: сроки, требования, штрафы
Для кого работает отсрочка онлайн-касс до 2021 года, кому нужно установить ККТ до 1 июля 2019 года, штрафы, вычет по онлайн-кассам
Проблемы в розничном учёте: лето начинается, алкоточки открываются
Цена лицензии на алкоголь, требования к онлайн-кассе при розничной торговле, работа с ЕГАИС, нюансы выбора системы налогообложения.
5 способов законной оптимизации налогов
Способы оптимизации налогов за счёт резервов, убытков, уменьшения налоговой базы
Как подготовиться к камеральной проверке и пройти без потерь
Что может стать причиной возникновения разногласий с налоговой в ходе камеральной проверки
Как проверить контрагента и себя: 7 полезных сервисов
7 бесплатных сервисов, в которых можно проверить контрагента по ИНН. Мы за честный бизнес!
Какие технологии использует MCOB для вас?
Что влияет на цену бухгалтерских услуг. Базы 1С, мобильное приложение для выставления счетов онлайн, ведение бухгалтерского учёта. А что ещё? Читайте в статье.
Как сэкономить на зарплатных налогах
Оптимизируем зарплату директора и стажёров, уменьшаем страховые взносы за счет компенсаций, материальной помощи и аренды имущества, переводим сотрудников на ИП
Как избежать потери денег: ТОП - 9 ошибок бизнеса в 2018 году
Камеральные проверки, переплата по налогам, недостоверный юридический адрес, блокировка счета. Что ещё?
ТОП-7 ошибок, которые допускают ВСЕ бизнесмены
Отсутствие договоров, бездумное копирование иностранного опыта