Самостоятельная оценка налоговых рисков

Управление налоговыми рисками бизнеса

Как убедить налоговую инспекцию, что вы добросовестный налогоплательщик? Читайте советы наших бухгалтеров!

Быть защищённым от налоговых рисков чрезвычайно важно, особенно если заключается крупная сделка, либо предстоит прохождение налоговой проверки.

Любое предприятие находится под контролем государства, и это часто приводит к появлению налоговых претензий. Налоговые споры стали неотъемлемой и неотвратимой частью деятельности многих российских организаций. Каждому руководителю знакомо чувство тревоги и определенной неуверенности при приближении налоговой проверки. Управление налоговыми рисками бизнеса

Самый эффективный способ пережить визит инспекторов с наименьшими потерями – провести оценку, а затем мероприятия по минимизации налоговых рисков. При этом необходимо руководствоваться Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ306/[email protected] (ред. от 14.10.2008 г.). В частности, Концепцией определены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Оценку фискальных/налоговых рисков лучше проводить формализованным методом.

Данный метод позволит сделать сравнительный анализ изменения степени рисков после проведения мер по их минимизации. Для оценки рисков, прежде всего, необходимо выбрать основные критерии, из которых будет складываться итоговая оценка. Пример одного из критериев:

Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Данный критерий раскрывает наиболее типичные схемы ухода от налогообложения. Органы ФНС России рекомендуют налогоплательщикам, у которых риски высоки, и желающим их снизить: исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;

Но с другой стороны, сомнительную операцию, иными словами сделку с проблемным партнером не обязательно исключать из расходов предприятия. Необоснованность налоговой выгоды может быть установлена, только если инспекторы докажут, что организация действовала без должной осмотрительности при выборе контрагента, т.е. ей не могло быть не известно о нарушениях партнера. Поэтому предприятию важно показать, что оно выполняло все требования налогового законодательства при заключении сделки.

Для того чтобы не давать в руки налоговиков поводов для подозрений в недобросовестности, нужно уделить особое внимание следующим фактам:

1. Документации:

  • оформлять все документы на поставку (работы, услуги) согласно букве закона (все реквизиты контрагента должны быть заполнены); подписывая бумаги, избегать факсимиле;
  • подтверждать доставку грузов товарно-транспортными накладными (несмотря на то, что при учете торговых операций наличие накладных законодательством не предусмотрено (определения ВАС от 23 октября 2008 г. № 13167/08, от 28 мая 2008 г. № 6700/08)).

2. Данным контрагента:

  • проверять гос регистрацию контрагента в ЕГРЮЛ;
  • подтверждать личные контакты с партнером (оформить протоколы встреч, распечатки телефонных переговоров и т. д.);
  • проверять полномочия доверенных лиц поставщика;
  • проверять руководителя контрагента на наличие дисквалификации
  • проверять лицензируемые виды деятельности.

3. Расходам – подтверждать их хозяйственную необходимость наличием, служебных записок, приказов директора и т.д.

4. Ценообразованию – обосновывать правомерность данными мониторинга рынка: распечатками из Интернета, информацией из СМИ, копиями счетов других организаций.

Практика показывает что, как правило, риск дешевле предотвратить, чем впоследствии возмещать нанесенный им ущерб. В результате своевременного проведения аналитической работы, налогоплательщик получает два больших плюса:

  • с одной стороны поможет определить стиль общения с налоговой;
  • с другой стороны работа с критериями дает возможность углубленно заняться налоговым планированием, заранее предвидя реакцию налоговых органов.
Вернуться назад
Управление налоговыми рисками бизнеса

Читайте также

Договор цессии и новации. Отражение в учете при изменении валюты расчетов
Поможем понять суть договора цессии и правила его заключения, а также расскажем, как правильно отражать такие операции в учете, если изменилась валюта расчета.
Как правильно выбрать систему налогообложения, чтобы избежать больших налогов?
Расскажем, какие системы налогообложения и специальные режимы доступны для предпринимателей, в чем разница и какая система будет максимально выгодной для Вашего бизнеса.
Что каждый ювелир должен знать об НДС?
Рассказываем  простыми словами, как ювелирам работать на ОСНО с 2023 года, а так же показываем, как рассчитать свой НДС на конкретном примере.
Как ювелирам подготовить свою кассу к работе на ОСНО?
Расскажем о том, какими обязательными реквизитами должна обладать онлайн касса ювелиров на ОСНО.
На что следует обращать особое внимание при работе.
Какое будущее ювелирного бизнеса после перехода на ОСНО (на примере ИП)
Статья будет актуальна ИП и ООО, которые занимаются оптовой и розничной продажей ювелирных изделий. С 2023 года для них произошли серьезные изменения по расчету налогов, что повлияет на итоговый финансовый результат их  бизнеса.
Какие документы нужно подготовить компаниям, которые продают свои товары и услуги через интернет
Рассказываем, что должно быть на сайте, чтобы предпринимателю спокойно спалось
Изменения в налоговом законодательстве с 2023 года
Поможем разобраться и не упустить самое важное.
В России предлагается упростить порядок взыскания долгов до 500 000 рублей

Готовятся поправки в законодательство о взыскании долгов, налогов и алиментов. Теперь это станет возможным не через судебный приказ, а через иск без присутствия ответчика.

Как правильно подойти к вопросу купли-продажи компании?
Рассказываем как правильно купить или продать готовую компанию: критерии подбора и ньюансы сделок.
Комментарии для сайта Cackle