Низкая налоговая нагрузка: чем грозит?

Низкая налоговая нагрузка. Когда нужно остановиться в оптимизации налогов

Когда стоит остановиться в оптимизации налогов? Инструкция по расчету налоговой нагрузки

Компания N зарегистрировалась по одному юридическому адресу, а фактически находилась по другому. Налоговая инспекция узнала об этом и выделила месяц, чтобы привести в соответствие фактический и юридический адрес.

Добросовестный директор компании N собрал учредительные документы и отнес для перегистрации в новую налоговую инспекцию. Как же он удивился, когда услышал от начальника инспекции: «Я не поставлю вас на учет, мне неинтересен налогоплательщик с низкой налоговой нагрузкой. Будете настаивать, завалим проверками». Эту историю рассказал директор компании, которая пришла в MCOB на обслуживание.

Возможно, главный налоговик только пугал директора — камеральные проверки строго регламентированы, а на выездную компания не тянула. Обороты были маленькие. Тем не менее, у компаний часто возникают проблемы из-за низкой налоговой нагрузки. Давайте разбираться — что такое низкая налоговая нагрузка, чем она опасна и как снизить риск выездных проверок.

Что такое налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка — соответствие перечисленных налогов и дохода компании. Государство считает: если организация растет и развивается, сумма налогов в бюджет должна увеличиться. Если компания платит минимальные налоги, значит с организацией что-то не так и ФНС начинает действовать. Высылает «письма счастья» или вызывает директора «на ковер» для дачи пояснений. Если организация не реагирует на запросы налоговиков, они готовят сведения для выездной налоговой проверки.

Налоговую нагрузку каждый может рассчитать самостоятельно, используя налоговый калькулятор на сервисе ФНС. Рассмотрим основные показатели, которые помогут избежать выездной налоговой проверки.

Что вызывает подозрения у ФНС

Низкая заработная плата

В строительной компании работают мигранты и россияне. Руководство компании решило сэкономить на зарплате и страховых взносах, и платит мигрантам зарплату ниже, чем другим сотрудникам.

Налоговики могут найти сразу два нарушения. В чем ошибки?

Первая — нельзя на одной должности платить разные зарплаты. Например, каменщик Иван Петрович получает по ведомости 30 000 рублей, а его коллега Зураб — 10 000 рублей. Это прямое нарушение Трудового законодательства.

Вторая — зарплата рабочих не может быть ниже среднеотраслевой по региону.

Налоговики регулярно сверяют среднюю зарплату сотрудников с оплатой труда по виду экономической деятельности. Например, в первом квартале 2019 года средняя зарплата в строительстве по данным Росстата равна 42 550 рублей. Если она окажется ниже — налоговики могут самостоятельно начислить зарплату и рассчитать налоги до среднеотраслевых. Или будут считать, что организация начисляет «серую» зарплату — часть выдает официально, часть в конверте. А это повод прийти с налоговой проверкой.

Что делать. Среднеотраслевую зарплату по видам деятельности можно самостоятельно проверить на сайте Росстата.

Здесь можно посмотреть данные по средней зарплате
в 85 регионах России по отраслям и видам деятельности за 2018 год.

Так выглядит таблица

Так выглядит таблица

Большие суммы вычетов по НДС

Клиенты задают постоянно один и тот же вопрос — сколько нужно платить НДС? Нет универсального ответа. Здесь нужно учитывать все факторы: регион, сезонность бизнеса, вид деятельности, рентабельность и прочее. У ФНС есть критерий, по которому она выбирает кандидатов на проверку по НДС — доля вычетов по НДС не может быть выше средней по региону.

Пример. Организация в Краснодаре занималась экспортом-импортом. Обратилась к нам, когда получила запрос от ФНС о даче пояснений по НДС. Компания старалась снизить налог на добавленную стоимость и увеличила законный вычет. Это было видно из декларации по НДС. Считается она так:

НДС к вычету (раздел 3 стр. 190)/ НДС начисленная (раздел 3 стр. 110)*100%

«Живые» цифры из отчета по НДС:

2 887 965/ 2 951 417 * 100% = 97,85%

Компания, согласно декларации, заплатила НДС — 63 452 рубля.
По мнению ФНС, организация должна была заплатить 298 093 рубля 12 копеек. Для этого из суммы начисленного НДС вычитается 89,9%.

2 951 417 — 89,9% = 298 093 рубля 12 копеек.

Если у вас реальные сделки, надежные контрагенты и есть подтверждающие документы, не переживайте из-за подобных требований. В нашем случае был импорт и продажа по нулевой ставке НДС — вполне объяснимое снижение рекомендуемой доли вычета.

Налогоплательщик на спецрежиме приближается к предельному значению, дающему право на льготу

Спецрежим — льготный способ налогообложения, при котором налогоплательщик не платит три крупных налога: налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Чтобы его использовать, государство ввело часть ограничений: по численности, по выручке и основным средствам. Часто организации приближаются к предельным значениям и не отслеживают это.

Пример. Оптово-розничная компании на УСН решила запустить сайт и оформила договор ГПХ с веб-дизайнером, программистом и копирайтером. Среднесписочная численность компании стала 97 человек. Максимальное количество сотрудников на УСН — 100 человек. Если организация не уменьшит численность персонала, она попадает в зону риска.

Расходы растут быстрее, чем доходы

Налоговая инспекция тщательно следит за соотношением между выручкой и затратами, анализируя данные за предыдущие 3 года. Если разница больше 100%, выручка растет. Если меньше 100% — увеличились затраты. Если выручки и затраты равны, значит рост компании остановился. Это касается компании на общей системе налогообложения, которые платят налог на прибыль.

Одна рекламная компания в отчете по налогу на прибыль указывала цифры:

Показатель 2016 год 2017 год 2018 год
Доходы, руб. 60 000 500 000 980 000
Расходы, руб. 80 000 670 000 1 320 000

Такие показатели вызывают подозрение у налоговиков.

Работа с фирмами-однодневками

Одна строительная компания начала работать с одним подрядчиком. У него была дешевая рабочая сила, низкие цена на услуги и стройматериалы по оптовым ценам. Сотрудничество строилось на доверии: работа выполнялась в срок, подписанные счета-фактуры и акты выполненных работ привозились вовремя, все всех устраивало.

Как же удивился директор строительной компании, когда по итогу камеральной проверки декларации НДС выяснилось, что подрядчик оказался компанией-однодневкой на упрощенке и не имел право выставлять счета-фактуры с НДС, у него отсутствовали складские помещения для хранения стройматериалов, а рабочие были нелегальными мигрантами. Строительной компании пришлось выплатить доначисленные налоги по НДС и заплатить налог на прибыль. Штрафы, пени и доначисленные налоги вылилось в сотни тысяч рублей.

В чем ошибка. Строительная компания не проверила контрагента-подрядчика. У него уже была «черная метка» в ЕГРЮЛ и он не мог официально оказывать такие услуги из-за нехватки персонала и необходимых ресурсов.

На что еще обращают внимание фискалы

Согласно концепции налоговых проверок есть еще несколько критериев отбора кандидатов на выездную проверку:

  • Частая смена компанией юридического адреса. Это значит, что организация снимается с учета в одной ФНС и регистрируется в другой. Например, компания N за прошедший календарный год трижды поменяла адрес, три раза встала на учет в разных налоговых и уследить за оборотами такой компании практически невозможно.
  • Пренебрежение требованиями налоговых инспекторов. Если налогоплательщик не реагирует на письма из ФНС, не отвечает на запросы инспекторов, не предоставляет пояснения по камеральной или встречной проверкам, она рискует попасть “на карандаш” по выездной проверке.
  • Доходы и расходы у ИП одинаковые. Возникает закономерный вопрос — если нет дохода, для чего работать как ИП? Если учесть оплату ежегодных страховых взносов, получается, что предприниматель работает в убыток. Это хороший повод для проверки.

Ответственности за рискованные схемы оптимизации налогов в 2019 году

Нарушения Штрафы
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов
  • Первый раз — 10 000 рублей,
  • Второй раз в течение года — 30 000 рублей;
  • В последующие разы — 40 000 рублей или 20% от суммы неуплаченного налога;
Непредоставление документов по встречной проверки 5000 рублей, при повторном нарушении — 20 000 рублей;
Неуплата или неполная уплата налога Впервые — 20% от неуплаты. При повторе штраф растет до 40%.

Выездных налоговых проверок становится меньше. Зато инспекторы тщательно подходят к отбору кандидатов — выезжают в компании, где гарантированно есть нарушения и у них достаточно ресурсов для выплаты штрафов, пеней и неустоек. Налоговики заведомо знают размер доначислений, которые увеличиваются с каждым годом и исчисляются порой несколькими миллионами рублей.

Чтобы не попасть в «черный список» кандидатов, бизнесу надо умело оптимизировать налоги, соблюдать налоговую нагрузку и стать для ФНС «незаметным налогоплательщиком».


Oksana Joludeva

Автор: Оксана Жолудева

Руководитель департамента комплексного сопровождения бизнеса

Вернуться назад
Низкая налоговая нагрузка. Когда нужно остановиться в оптимизации налогов

Читайте также

Договор цессии и новации. Отражение в учете при изменении валюты расчетов
Поможем понять суть договора цессии и правила его заключения, а также расскажем, как правильно отражать такие операции в учете, если изменилась валюта расчета.
Как правильно выбрать систему налогообложения, чтобы избежать больших налогов?
Расскажем, какие системы налогообложения и специальные режимы доступны для предпринимателей, в чем разница и какая система будет максимально выгодной для Вашего бизнеса.
Что каждый ювелир должен знать об НДС?
Рассказываем  простыми словами, как ювелирам работать на ОСНО с 2023 года, а так же показываем, как рассчитать свой НДС на конкретном примере.
Как ювелирам подготовить свою кассу к работе на ОСНО?
Расскажем о том, какими обязательными реквизитами должна обладать онлайн касса ювелиров на ОСНО.
На что следует обращать особое внимание при работе.
Какое будущее ювелирного бизнеса после перехода на ОСНО (на примере ИП)
Статья будет актуальна ИП и ООО, которые занимаются оптовой и розничной продажей ювелирных изделий. С 2023 года для них произошли серьезные изменения по расчету налогов, что повлияет на итоговый финансовый результат их  бизнеса.
Какие документы нужно подготовить компаниям, которые продают свои товары и услуги через интернет
Рассказываем, что должно быть на сайте, чтобы предпринимателю спокойно спалось
Изменения в налоговом законодательстве с 2023 года
Поможем разобраться и не упустить самое важное.
В России предлагается упростить порядок взыскания долгов до 500 000 рублей

Готовятся поправки в законодательство о взыскании долгов, налогов и алиментов. Теперь это станет возможным не через судебный приказ, а через иск без присутствия ответчика.

Как правильно подойти к вопросу купли-продажи компании?
Рассказываем как правильно купить или продать готовую компанию: критерии подбора и ньюансы сделок.
Комментарии для сайта Cackle
  • Добрый день! Сравнительно недавно (после сдачи квартального отчета по НДС) стали получать письма от налоговой с просьбой пояснить низкую налоговую нагрузку. Несколько раз даже имели разговор с налоговым инспектором по этому вопросу. Все сделки у нас реальные, но доля вычетов выше средней по региону. Какие аргументы нам можно приводить при ответе на требование?
  • Добрый день! К сожалению сложно дать исчерпывающий ответ поскольку не описан Ваш вид деятельности и нет возможности проанализировать Вашу ситуацию более подробно. Нужно написать в налоговую письменное объяснение о причинах высокой доли вычетов. Конечно причины у каждой организации свои...Возможно компания недавно прошла регистрацию, "молодая" и только наращивает свои обороты путем больших закупок, существует сезонность бизнеса, экспорт-импорт итд. То есть причин может быть много. Рекомендуется указать, что: показатели, указанные в декларации верны, проверены повторно и утверждены в прежних значениях; организация не допустила ошибок или неполного отражения информации, и предоставление уточненки не требуется; организация предусмотрела мероприятия, чтобы в следующем отчетном периоде повысить указанные показатели и снизить долю налоговых вычетов по НДС. Можно приложить расчет спорных операций и предоставить документы. С текста Вашего вопроса предполагаю, что объяснения по Вашей ситуации были предоставлены, но возможно Вы не предоставили достаточное количество доказательной базы (то есть не доказали, что причины высокой доли вычета имеют объективный характер). Второй вариант-это придерживаться безопасной доли вычета путем переноса вычета НДС на будущие налоговые периоды. Скорее всего именно об этом у Вас и был разговор с налоговым инспектором.
  • Просим Вас разъяснить, может ли наша компания учесть расходы на парковку служебных авто в целях налогообложения для прибыли на основании выписки по парковочному счету? Какие документы нужны для подтверждения расходов в данной ситуации?
  • Все расходы организации, признаваемые в налоговой базе, должны одновременно быть: экономически обоснованны; документально подтверждены; связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Если хотя бы одно из условий не выполняется, расход для целей налогообложения не признавайте. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 252 НК. При этом статья 252 НК не содержит ограничений в части документального подтверждения, а это означает, что к учету в качестве подтверждающих расходы могут быть представлены любые документы, которые позволяют идентифицировать стороны сделки, предмет и стоимость. По нашему мнению, авансового отчета с выписками по лицевому счету о начислениях и об оплате, в приведенных Вами форматах по ссылкам, будет достаточно чтобы подтвердить расходы на оплату парковочных мест.
  • Как часто учредитель может получать дивиденды? Есть ли случаи, когда нельзя их получить?
  • У ООО есть возможность выбрать периодичность выплаты дивидендов учредителям: поквартально, по полугодиям или за год — в зависимости от размера чистой прибыли за каждый из этих периодов. Учитывая, что прибыль считают нарастающим итогом за год, окончательная ее сумма будет известна по завершении налогового периода, и только тогда можно будет установить окончательную сумму возможных к выплате доходов. Поэтому во избежание ситуаций, когда выплаченные в течение года дивиденды превысят допустимую их сумму по году, лучше распределять их по завершении года по результатам утвержденной годовой бухотчетности. Дивиденды нельзя оплачивать: до полной оплаты УК; до полной выплаты его доли выбывающему участнику; в случае превышения величины чистых активов над суммой УК и резервного фонда, в том числе и после выдачи дивидендов; при наличии признаков банкротства, в том числе и после выдачи дивидендов.