Статьи | Бухгалтерское и юридическое сопровождение бизнеса

Как правильно оформить паспорт сделки?

Сегодня речь пойдет об обязательном документе, который должен оформляться при проведении валютных сделок между резидентами и нерезидентами – паспорте сделки.

В настоящее время многие российские компании ведут внешнеэкономическую деятельность, отличительной особенностью которой является проведение торговых сделок на международном рынке (импорт/экспорт), привлечение иностранных инвестиций и кредитов. Настоящая статья предназначена для новичков в данном виде деятельности, так как те, кто занимается этим давно, наверняка, уже знают все тонкости документального оформления импортно-экспортных операций. Сегодня речь пойдет о документе, который должен обязательно оформляться при проведении валютных сделок между резидентами и нерезидентами – паспорте сделки.

В каких случаях оформление паспорта сделки является обязательным?

В случаях, если ваша компания заключает с иностранной организацией:

  • договор, предусматривающий ввоз или вывоз товаров, работ и услуг, в том числе агентский договор, договор поручения, комиссии;
  • договор финансовой аренды;
  • договор займа или кредитный договор.

При этом, если на момент заключения сделки сумма договора равна или превышает в эквиваленте 50 тысяч долларов США (официальный курс, установленный Банком России), то обязанность по оформлению паспорта внешнеторговой сделки и предоставлению ее в уполномоченный банк ложится именно на вас.

В паспорте сделки необходимо указать все данные участников международного контракта (наименование, адрес, реквизиты), общие сведения о контракте и информация о разрешениях органов валютного контроля. Подается паспорт сделки в банк в 2-х экземплярах. Все сведения должны подтверждаться первичными документами, которые передаются в банк одновременно с паспортом сделки.

Порядок движения выручки и платежей в валюте установлен нормативными актами валютного контроля. Сам паспорт сделки изложен в унифицированной форме.

Заметим, что в обязанности банка не входит сообщать вам о необходимости оформления паспорта сделки, однако в случае нарушения правил предоставления сведений о валютных операциях, законодательством предусмотрена административная ответственность, как для компании, так и для должностного лица.

Что контролирует банк, являясь агентом валютного контроля?

При импортных операциях банк контролирует фактическое поступление товаров, выполнение работ либо оказание услуг за переведенные за границу денежные средства. И, наоборот, при экспорте - поступление валютных средств за отгруженные иностранной компании товары, выполненные работы или оказанные услуги. Под контроль также попадают операции по получению или предоставлению кредитов и займов по договорам, заключенным между российскими и зарубежными компаниями. Таким образом, банк является не только агентом валютного контроля, но и осуществляет все расчетные операции по договору.

Какие сроки предоставления паспорта внешнеторговой сделки в банк?

Срок предоставления паспорта сделки в банк зависит от того, какое из событий произошло раньше:

  • зачисление валютных средств на счет компании-резидента от компании-нерезидента;
  • списание валютных средств со счета компании-резидента в пользу компании-нерезидента;
  • ввоз на территорию РФ товаров, выполнения работ и оказания услуг или вывоз с территории РФ товаров, выполнения работ и оказания услуг с оформление или без оформления таможенной декларации и др.

Паспорт внешнеторговой сделки оформляется не позднее, чем будут предоставлены:

  • справка о валютной операции;
  • справка о подтверждающих документах;
  • декларация на товары;
  • документ, используемый в качестве декларации на товары;
  • заявление на условный выпуск товара.

При этом необходимо учитывать, что для банка установлен срок проверки паспорта сделки – 3 рабочих дня после предоставления документов и информации. По истечении этого срока банк формирует паспорт сделки в электронном виде, присваивает номер, проставляет дату оформления, подписи ответственных лиц. Банк обеспечивает ведение и хранение паспорта сделки. И в течение 2-х рабочих дней один экземпляр паспорта сделки отправляется российской компании.

В каких случаях банк может отказаться принять на обслуживание договора с иностранной компанией и оформить паспорт сделки по нему?

Инструкцией Банка России №118-И от 04.06.2012 предусмотрены три случая, когда российская компания может получить отказ. А именно:

  • если данные, которые указаны в паспорте сделки не совпадают с информацией, которая указана в договоре и в других документах, предоставленных российской компанией;
  • если паспорт сделки заполнен с нарушением порядка и требований к оформлению;
  • предоставление неполного комплекта документов или недостоверной информации по валютной операции.

Заключение

В данной статье мы остановились на основных моментах, которые необходимо учитывать при оформлении паспорта сделки. Важно помнить, что валютное законодательство предъявляет достаточно жесткие требования к российским компаниям, которые работают с иностранными партнерами. И простое нарушение сроков или порядка оформления паспорта сделки может повлечь за собой серьезные экономические последствия для предприятия. Но если придерживаться всех правил и законов валютного контроля, то вы без труда добьетесь успешного развития бизнеса на международном рынке.

Вернуться назад

Читайте также

Расходы, связанные с электронными билетами
Электронный билет на поезд, электронный билет на самолёт. Как правильно отразить затраты на командировку?
Восстановление учёта: уменьшить налоги и вернуть переплаты в бюджет. Реальный опыт
При каких обстоятельствах требуется восстановление учёта, как избежать такой ситуации, сколько стоит восстановление учёта.
4 неприятные ситуации с бухгалтером
Что делать, когда некому выполнять обязанности бухгалтера. Ответственность бухгалтера за причинённый вред компании
Как открыть интернет-магазин с нуля
Рассказываем поэтапно, что нужно сделать, чтобы открыть интернет-магазин.
Низкая налоговая нагрузка. Когда нужно остановиться в оптимизации налогов
Когда стоит остановиться в оптимизации налогов? Инструкция по расчету налоговой нагрузки
Особенности бухгалтерского учета при ВЭД
Различия бухучета при ВЭД. НДС и учет прибыли при ВЭД. Изменения в ведении ВЭД в 2018-2019 годах.
Шпионить и блокировать по 115-ФЗ
Насколько реальна угроза блокировки счета от бухгалтеров и юристов, у которых вы обслуживаетесь?
Интервью с экспертом: проблемы ведения бухучёта в строительстве
Оптимизация НДС в строительстве. Способы законного вывода наличных из ООО. Правильное оформление мигрантов при трудоустройстве