Не попасть в "черный" список налоговой и банков

Как не попасть в списки неблагонадежных компаний

Хотите знать как выглядеть в глазах налоговой благонадежной компанией? Читайте в нашей статье

В статье вы узнаете:

  • Как защитить вашу компанию от попадания в "черные" списки налоговой и банков.
  • По каким причинам вам могут отказать в регистрации общества.
  • На что контролирующие органы обращают внимание при выборе компаний для выездной проверки

В ежедневной рутине, постоянной борьбе с конкурентами и погоне за рентабельностью легко забыть о такой важной вещи, как безопасность бизнеса. Разумеется, невозможно оградить себя от всего, но попробуем разобраться с одной из потенциальных угроз для бизнеса – попаданием компании в список «неблагонадежных» по мнению контролирующих органов.

У налоговой существует определенный перечень юридических лиц, которых она считает недобросовестными. Он называется «Юридические лица, контролируемые в первую очередь», сокращенно ЮЛ-КПО, и этим списком, как можно определить из названия, ФНС руководствуется при определении кандидатов для выездной проверки. Кроме того, контрагенты, попавшие в этот перечень, вероятнее всего попадут в аналогичные списки у службы безопасности банков, что грозит не только постоянными запросами подтверждающих документов и пояснений, но и блокировкой расчетного счета.

Чтобы избежать включения в ЮЛ-КПО и прочих возможных последствий, необходимо не подпадать под разработанные контролирующими органами признаки недобросовестности. Они выявляются на каждом из этапов деятельности организации, поэтому можем разделить их на три группы:

признаки недобросовестности

Рисунок 1 – Группы признаков недобросовестности компании

Этап регистрации компании

На этапе регистрации налоговая руководствуется только предоставленными документами. Тем не менее, даже обладая такой ограниченной информацией, она может заподозрить вас в недобросовестности, отказать на основании этого в регистрации и сделать запись о попытке создать юридическое лицо в ЮЛ-КПО. На что необходимо обратить внимание при подаче документов:

Адрес

В перечне критериев предусмотрены адреса «массовой» регистрации, то есть те, по которым уже зарегистрировано более 10 юридических лиц, несуществующие адреса регистрации, а также случаи, когда предполагаемый адрес изменился, а в заявлении остался старый. Кроме того, подозрительным налоговой покажется неполный адрес (к примеру, только номер офисного здания, без указания арендуемых помещений). «Массовый» или недействительный адрес также может не устроить банк, из-за него можно получить отказ в открытии расчетного счета.

Офис

Выбранный офис вызовет сомнения у ФНС, если он не приспособлен для осуществления указанного вида деятельности, если арендуемое помещение очень маленькое (менее 10кв. метров), если в нем нет вашей вывески. Разумеется, вам откажут в регистрации, если выяснится, что офис с заявленным номером в здании отсутствует, здание не соответствует санитарным нормам или разрушено.

Почтовое обслуживание

Есть риск попасть под критерии ФНС если вы используете почтовое обслуживание по юридическому адресу и письма для всех организаций, которые там числятся, принимают одни и те же люди.

Руководитель

Нельзя, чтобы в заявлении на регистрацию был указан недействительный документ, удостоверяющий личность заявителя, учредителя или руководителя. Недобросовестными считаются компании с «массовыми» директорами или учредителями или имеющими действующую или истекшую дисквалификацию. Сейчас работа налоговой постоянно автоматизируется, и если когда-то таких директоров проверяли вручную, сейчас это делает программа. Также в регистрации могут отказать, если учредитель - юридическое лицо находится в списке ЮЛ-КПО, и у него уже выявлено не менее 5 признаков неблагонадежности.

Документы на регистрацию

Если ваше заявление на государственную регистрацию заверено нотариусом, уже сложившим полномочия - будьте готовы получить отказ в регистрации. Также важно соблюдать минимальный уставный капитал для выбранных кодов ОКВЭД, чтобы не попасть в список потенциальных нарушителей.

На этапе постановки на учет

На этапе постановки на учет налоговая проверяет предоставленные сведения и может отказать в регистрации или посчитать признаком недобросовестности недостоверные данные. К примеру, если по результатам проверки юридического адреса поступило заявление владельца указанного в заявлении помещения, что оно никому не предоставлялось, или адрес регистрации не существует. Также подозрительным считается частое изменение (более одного раза в месяц) места постановки на налоговый учет.

В ходе деятельности компании

В ходе деятельности компании в первую очередь ФНС следит за своевременностью уплаты налогов и сдачи отчетности. Если ваша компания её не сдает или показывает «нулевую» отчетность, проводя при этом активную рекламу, а то и участвуя во внешнеэкономической деятельности – будьте готовы объясняться с налоговой.

Что касается не настолько очевидных нарушений – вы можете попасть под подозрение, если подаете убыточные декларации, движения по расчетным счетам отличаются от показателей в бухгалтерской отчетности, зафиксировано превышение рекомендуемого размера вычетов в декларации по НДС или предъявлен налог к возмещению. Подобные ситуации могут возникнуть и у «белых» компаний, особенно в первые месяцы работы, поэтому в первую очередь контролирующие органы обращают внимание на компании, которые попадают сразу под несколько признаков.

Более внимательно ФНС отнесется к таким ситуациям, если у компании уже были доначисления налогов по результатам налоговых проверок или другие нарушения. К примеру, миграционная служба выявила, что у вас работали сотрудники без разрешения на работу, или в течение последних нескольких месяцев поступило много запросов на проведение встречной проверки от ваших контрагентов.

Если в ходе ведения хозяйственной деятельности вы расширили спектр услуг или решили сменить специализацию, не забудьте проверить предусмотрен ли такой вид деятельности вашим Уставом – нехарактерные финансово-хозяйственные операции могут заинтересовать налоговую.

Также признаками «неблагонадежных компаний» числятся значительные суммы за коммунальные услуги, неритмичный характер бизнеса и значительные суммы займов, особенно если они превышают отраженную в отчетности выручку.

Как исправить положение: описание "положительных" признаков

Если во время чтения статьи вы загибали пальцы на руках, пытаясь понять, насколько велика вероятность того, что ваша компания уже попала в «черный» список, у нас есть для вас хорошие новости – существуют и «положительные» признаки, соответствие которым позволяет отнести компанию к благонадежным налогоплательщикам.

Рассмотрим на примере компании ООО «Орхидея», которая предприняла необходимые шаги для защиты бизнеса от попадания в «чёрный список».

Основной вид деятельности компании — производство мебели. Общество не стало покупать массовый адрес регистрации, а сняло в аренду помещение, соответствующее требованиям производства, и запросило гарантийное письмо от арендодателя, где тот подтверждает факт сдачи помещения в аренду.

Далее, ООО «Орхидея» поставило на баланс производственные мощности — деревообрабатывающие станки и вакуумные прессы. Наличие реальных производственных помещений и оборудования — значительный плюс при анализе деятельности предприятия со стороны контролирующих органов.

Все последующие шаги компании мы объединили в схеме для наглядности того, что необходимо предпринять:

признаки налогоплательщика

Рисунок 2 — Необходимые шаги для защиты бизнеса

«Предупрежден – значит, вооружен», - гласит древнее выражение, и не зря оно стало так широко известно. Зная, на что нужно обратить внимание, можно предпринять необходимые меры, минимизировав риски для вашей компании. Также вы всегда можете обратиться за консультацией к нашим специалистам, заказать экспресс-проверку бухгалтерского учета или анализ контрагентов. Предпринимайте необходимые шаги уже сегодня!

Вернуться назад
Как не попасть в списки неблагонадежных компаний

Читайте также

Продать или ликвидировать - зачем платить там, где можно заработать?
Проведем сравнительный анализ процедуры ликвидации и продажи компании, предоставим таблицу плюсов и минусов каждого варианта.
Ключ к оптимизации налоговых платежей: почему ювелиры должны вести раздельный учет
Расскажем зачем и когда ювелирам необходимо вести раздельный учет, а также о правиле 5 процентов, которое позволит принять к вычету больше НДС.
Договор цессии и новации. Отражение в учете при изменении валюты расчетов
Поможем понять суть договора цессии и правила его заключения, а также расскажем, как правильно отражать такие операции в учете, если изменилась валюта расчета.
Как правильно выбрать систему налогообложения, чтобы избежать больших налогов?
Расскажем, какие системы налогообложения и специальные режимы доступны для предпринимателей, в чем разница и какая система будет максимально выгодной для Вашего бизнеса.
Что каждый ювелир должен знать об НДС?
Рассказываем  простыми словами, как ювелирам работать на ОСНО с 2023 года, а так же показываем, как рассчитать свой НДС на конкретном примере.
Как ювелирам подготовить свою кассу к работе на ОСНО?
Расскажем о том, какими обязательными реквизитами должна обладать онлайн касса ювелиров на ОСНО.
На что следует обращать особое внимание при работе.
Какое будущее ювелирного бизнеса после перехода на ОСНО (на примере ИП)
Статья будет актуальна ИП и ООО, которые занимаются оптовой и розничной продажей ювелирных изделий. С 2023 года для них произошли серьезные изменения по расчету налогов, что повлияет на итоговый финансовый результат их  бизнеса.
Какие документы нужно подготовить компаниям, которые продают свои товары и услуги через интернет
Рассказываем, что должно быть на сайте, чтобы предпринимателю спокойно спалось
Изменения в налоговом законодательстве с 2023 года
Поможем разобраться и не упустить самое важное.
Комментарии для сайта Cackle