Бухгалтерское и налоговое сопровождение бизнеса
+7 (495) 230-07-13
8 (800) 550-17-13 Бесплатный звонок по России
Заказать звонок

Как обжаловать решение налоговой

Нет времени читать?


Сегодня, в условиях жесткой политики государства в области налогового администрирования, непросто развиваться современному российскому бизнесу. Нередко в процессе взаимодействия государства и бизнеса между собой возникают разногласия, что и приводит к возникновению спора. Несовершенство налогового законодательства, а так же постоянное его изменение являются причинами возникновения споров.

Что же понимается под налоговыми спорами - это разногласия, возникающие между бизнесом (юридическими лицами и предпринимателями), физическими лицами и налоговыми органами, причиной которых могут быть исполнение (не исполнение) обязательств по уплате налогов, обжалование действий или бездействия налоговиков при осуществлении налогового контроля, необоснованные налоговые требования, а так же привлечения к ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства. Налоговые споры наиболее часто возникают при обжаловании решений, вынесенных налоговой по результатам проверок, при наличии фактов неправомерных действий должностных лиц в отношении налогоплательщика, но не редки и споры по причине наложения налоговой штрафных санкций, пени, закрытия расчетного счета.

До недавнего времени, участники налоговых правоотношений разрешали возникающие противоречия исключительно в судебном порядке. С 2009 г. законодательно закреплено досудебное урегулирование налоговых споров, что позволило налоговым органам оперативно реагировать на нарушения, выявленные при рассмотрении жалоб и устранение ошибок внутри ведомства, а также, повысить качество администрирования. Кроме того, позволило налогоплательщикам разрешать споры без участия судебных органов.

Урегулирование спорных ситуаций в досудебном порядке можно разделить на два этапа – сначала, результаты и материалы проверки изучаются и рассматриваются комиссией в составе руководителя налоговой инспекции, специалистов юридического отдела и отдела досудебного аудита, а так же должностных лиц проводивших проверку.

  • Первый этап, в течение месяца, после получения акта налоговой проверки, необходимо подать в налоговый орган письменные возражения в произвольной форме с указанием несогласий, относительно обстоятельств, нашедших отражение в акте проверки. В качестве обоснования своей позиции налогоплательщик вправе приложить к возражениям соответствующие документы. Стоит отметить, что при вручении акта проверки, инспекция обязана известить плательщика о времени и месте процедуры рассмотрения материалов проверки (результатов контрольных мероприятий) и поданных возражений плательщика, путем вручения ему соответствующего уведомления. При желании налогоплательщик (его представители) могут принимать участие рассмотрения возражений и материалов проверки, давать необходимые пояснения, а также, приводить доводы относительно своей позиции. В противном случае возражения будут рассмотрены в отсутствии налогоплательщика. После рассмотрения возражений налоговый орган выносит решение по результатам проверки.

  • На втором этапе, если не удалось урегулировать налоговые споры на уровне инспекции, подается апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган. К апелляционной жалобе так же необходимо приложить документы, подтверждающие свою позицию и не согласие, относительно вынесенного решения инспекции.

Сам процесс досудебного порядка рассмотрения возражений является началом состязательности и позволяет полноценно сформировать и оценить доказательственный материал для установления фактичекских обстоятельств дела. Процесс же доказывания своей невиновности для налогоплательщиков осложняется тем, они, по сравнению с налоговыми органами имеют ограниченный набор механизмов для защиты своих интересов в досудебном порядке.

Важно отметить, что обжалование решений налоговых органов в досудебном порядке процедура обязательная и ее нарушение сделает невозможным обращение плательщика в суд для защиты своих интересов.

Иногда, именно рассмотрение в суде, если не удалось добиться удовлетворения жалоб на стадии досудебного рассмотрения спора с налоговой, является единственной возможностью добиться желаемого результата.

Даже стараясь добросовестно платить налоги, плательщики не могут быть застрахованы от возникновения споров и разногласий с налоговиками. Поэтому необходимо знать нормы, правила и процедуры рассмотрения разного рода возражений и споров с налоговой. На практике же, зачастую взаимодействием с налоговой службой занимаются бухгалтера, не знающие юридических особенностей таких взаимоотношений, либо юристы, не понимающие в тонкостях финансовой деятельности.

Решение налоговых споров требует квалифицированного подхода к их разрешению. Глубокого, всестороннего анализа причин, обстоятельств и сущности возникновения разногласий с налоговой, важно хорошо ориентироваться в налоговом законодательстве, знать тактические приемы и внутренние процедуры налоговой службы, без чего невозможно налогоплательщику добиться успеха при разрешении спора. Уже стадии анализа обстоятельств возникновения спора можно определить насколько перспективным будет дело при его рассмотрении в досудебном порядке, и в судебных органах. Наши специалисты помогут защитить Ваши интересы и Ваш бизнес, не доводя до появления конфликтных ситуаций и готовы прийти на помощь на любом этапе Вашего взаимодействия с налоговыми органами.

Заказать услугу Оставьте ваши конакты, и наш менеджер свяжется в Вами в ближайшее время