В последнее время возникает большое количество вопросов по привлечению организаций торговли (магазинов) к ответственности за отсутствие маски у покупателей.
Минпромторг дал разъяснения по этому вопросу в своем письме №ЕВ-32091/15 от 11 мая 2020 года. В письме детально описаны рекомендации по действиям в случае введения обязательности средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ). В соответствии с письмом отсутствие СИЗ у покупателя при обслуживании не является основанием для привлечения продавца к административной ответственности, если им предприняты соответствующие меры для предотвращения правонарушения.
При попытке прохода посетителя без маски представитель магазина должен сообщить посетителю о возможности приобретения СИЗ при входе на территорию магазина/ торгового объекта (при наличии такой возможности) и об ответственности за отсутствие маски.
Если посетитель отказывается надевать маску, представитель магазина, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе:
ВАЖНО. Отказать в обслуживании можно только в том случае, если на территории субъекта Российской Федерации, в котором находится объект торговли, введен режим обязательного ношения СИЗ.
С 27.10.2020 обязательный масочный режим введен на территории всей Российской Федерации (Постановление №31 от 16.10.2020).
Эксперты отмечают, что отказ продавца в обслуживании покупателя вступает в противоречие с законодательством о защите прав потребителей, однако Роспотребнадзор подтверждает, что отказ магазина в допуске покупателя без СИЗ при введении режима обязательного ношения СИЗ полностью законный и не нарушает прав потребителя (Информационное письмо от 20.05.2020).
За появление без СИЗ в торговых точках применяется предупреждение или наложение административного штрафа (ст. 20.6.1 и 6.3 КоАП РФ):
Если отсутствие СИЗ повлекло причинение вреда здоровью человека или имуществу, либо было зафиксировано повторное совершение административного правонарушения, размер штрафа составит:
Обращаем внимание, что административные правонарушения, к которым относится отсутствие СИЗ при нахождении в общественных местах, являются длящимися. Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение таких правонарушений составляет 3 месяца и исчисляется с момента их обнаружения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Исходя из вышеописанного анализа можно сделать следующие выводы и рекомендации:
Организация не может отвечать за поведение клиента, но должна сделать со своей стороны все возможное. На практике это означает: повесить объявление по поводу масок, бесплатно выдать или продать маску, сделать устное замечание и отказать в обслуживании. В случае, когда клиент не реагирует на все эти меры, продавцам рекомендуется не вступать в конфликт с нарушителем и вызвать полицию. При условии выполнения всех рекомендаций штраф компании не грозит.
Заполните форму с контактными данными
На вашу почту будет отправлена ссылка для входа
Если у вас возникнут вопросы, напишите нам на почту [email protected]
Запрос успешно отправлен
Что то пошло не так